Количество пустующих новостроек ввергло экспертов в смятение. Скидки не спасут
Из-за спада спроса в России копится нераспроданное жилье в новостройках, отмечает вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз. По данным спикера, количество нереализованного жилья на первичном рынке достигает 70 млн кв. метров. Это верхние точки годового ввода многоквартирных домов и ИЖС, отметил эксперт.
Аналитики Novostroy отметили, что такой объем сравним с годовым показателем сдачи жилья и выглядит немного шокирующе. Точные данные, по мнению экспертов будут только через пару месяцев.
«Темпы реализации жилья в новостройках снижаются. На сколько именно — будет видно в октябре-ноябре. По предварительным прогнозам — на 40-50%. По оценкам НОСТРОЙ — до 70%, в зависимости от региона. На вводе это скажется не сразу: проекты в высокой стадии готовности обеспечены проектным финансированием. А вот новостройки, готовые на 50% и менее — в зоне риска. Сокращение количества ДДУ и уменьшение денежных потоков может привести к изменению стоимости проектных кредитов. Соответственно — к увеличению себестоимости строительства. А продавать дороже не получится. Образуется замкнутый круг…», — отмечает эксперт рынка Дмитрий Синочкин.
«Цифра [которую приводит вице-президент НОСТРОЙ], как минимум, вызывает недоумение. Она сопоставима с годовым объемом сдачи жилья в России, и получается, что чуть ли не все жилье, что будет сдаваться в ближайший год, не распродано. Такая ситуация может быть на некоторых объектах (где, например, девелопер решает придержать продажи до сдачи дома), но это исключение, а не правило. Обычно после сдачи остаётся распродать от 5-10 до 30% всего жилья, это в том случае, если девелопер хотел бы максимизировать свою прибыль и продать по более высоким ценам. Коррекция цен на новостройки возможна, и это связано с ковенантами и условиями проектного финансирования для обеспечения минимальной ставки по кредиту. Однако на фоне текущих ипотечных программ основной вопрос не столько в ценах на жильё и платежеспособности покупателей, сколько вообще в желании совершать серьезные покупки в наше турбулентное время», — комментирует Денис Бобков, генеральный директор аналитической и консалтинговой компании «Недвижимость-Профи»